Применение тамсулозина при консервативном лечении камней мочеточников
pages: 41-42
Причины образования камней в мочеточнике
Материалы и методы исследования
Мочекаменная болезнь (МКБ) характеризуется образованием камней в мочевой системе (почках, мочеточниках и мочевом пузыре). В настоящее время отмечается значительная распространенность этого заболевания. Пациенты с уролитиазом составляют практически половину всех больных, обращающихся за урологической помощью. Лечение МКБ требует обширных знаний о новейших методах ее диагностики, рационального лечения и о современных принципах удаления камней.
Причины образования камней в мочеточнике
Большая часть конкрементов мочеточников, встречающихся в практической урологии, – это камни, сместившиеся из почечных лоханок. Они могут иметь разнообразные как форму, так и величину (рис. 1, 2). Чаще в мочеточнике задерживаются одиночные конкременты, однако встречаются и множественные камни этой локализации. Обычно конкремент задерживается в зонах физиологического сужения мочеточника – лоханочно-мочеточниковом сегменте, в области перекреста с подвздошными сосудами или в пузырно-мочеточниковом сегменте. Для задержки камня в мочеточнике его диаметр должен превышать 2 мм.
Рис. 1. Конкременты мочеточника при УЗИ |
Рис. 2. Вариабельность размеров и форм конкрементов мочеточника
|
Лоханочно-мочеточниковый сегмент – это место перехода почечной лоханки большего диаметра в мочеточник с просветом 2-3 мм. Вслед за указанным сегментом просвет мочеточника расширяется до 10 мм, поэтому небольшой камень может сместиться дистальнее – до второго физиологического сужения на уровне подвздошных сосудов. В этом месте мочеточник пересекает верхнюю границу входа в таз и вновь сужается до 4 мм в диаметре. Третьим физиологическим сужением мочеточника является пузырно-мочеточниковый сегмент, диаметр которого составляет 1-5 мм.
В верхней трети мочеточника задерживается примерно 25% камней, в средней – около 45%, в нижней – до 70%. Первичные камни в мочеточнике встречаются редко. Их изначальному образованию в мочеточнике может способствовать уретероцеле, наличие опухоли, эктопии мочеточника, стриктур, инородных тел (лигатуры и др.). Камни левого и правого мочеточников выявляются одинаково часто.
Широкое и повсеместное внедрение в клиническую практику новых наименее инвазивных вмешательств несколько изменило подход к исторически сложившейся тактике лечения МКБ. Особый интерес для клиницистов представляет проблема терапии больных МКБ с локализацией конкрементов в дистальном отделе мочеточников. Экспериментальными и клиническими исследованиями ряда авторов выявлено наличие адренорецепторов в стенке мочеточников людей, собак и лошадей. В результате проведенных исследований было выяснено, что преобладающим подтипом адренорецепторов в нижнем отделе мочеточника является α-подтип, который снижает тонус базальной мембраны миоцитов и частоту перистальтических сокращений мочеточника. Все вышесказанное позволило провести сравнительную клиническую и фармакологическую оценку терапевтического воздействия α-адреноблокатора тамсулозина (омник) с традиционной литокинетической терапией с учетом потенциальной роли α-адренорецепторов в патогенезе почечной колики, обусловленной конкрементами дистального отдела мочеточника. Тамсулозин при наличии камней в нижней трети мочеточника оказывает непосредственное воздействие на стенку мочеточника, снимает спазм, при этом повышается давление над конкрементом, что приводит к самостоятельному его отхождению из просвета мочеточника.
Материалы и методы исследования В начало статьи
Для проводимого исследования были отобраны 26 участников, имеющих верифицированную МКБ, осложненную почечной коликой, при которой диагностированы камни в разных отделах мочеточника: у четырех пациентов конкременты находились в верхней трети мочеточника, у 22 – в нижней. В ходе исследования пациентов разделили на две группы. В первую (контрольную) группу вошли лица, получавшие комплексную терапию (спазмолитики, уросептики, анальгетики, противовоспалительные препараты); во вторую – пациенты, которым проводили аналогичную терапию в сочетании с тамсулозином (омник).
В исследовании приняли участие 24 мужчины и две женщины в возрасте от 28 до 54 лет. Динамическое наблюдение за пациентами осуществляли путем проведения общеклинических методов исследования, цистоскопии, УЗИ. Лечение и наблюдение проводили в течение 1-3 нед. В качестве критерия эффективности терапии учитывали клинические проявления: купирование болевого синдрома, уменьшение гематурии, улучшение результатов ультразвукового динамического наблюдения, а также время самостоятельного отхождения камней мочеточника.
Результаты исследования В начало статьи
По сравнению с контрольной группой у пациентов, получавших тамсулозин, отмечалось повышение частоты самостоятельного отхождения камней на 51% и уменьшение времени их отхождения на 5,4 дня. Кроме того, применение тамсулозина снижало риск повторного развития почечной колики на фоне консервативной терапии на 40%, а риск проведения дополнительных вмешательств во время наблюдения снизился на 60%.
У лиц первой группы лечение длилось 2-3 нед, после чего наблюдалось самостоятельное отхождение камней; у двух пациентов конкременты не вышли, и они были направлены на контактную литотрипсию. Во второй группе отхождение камней произошло в течение первой недели лечения и только шести больным понадобилось продлить лечение до 10 дней до самостоятельного отхождения камней мочеточников. Следует отметить, что во второй группе лучше поддавались лечению лица с локализацией конкрементов в нижней трети мочеточника.
Выводы В начало статьи
Применение тамсулозина в составе комплексной терапии способствует самостоятельному отхождению камней мочеточника с уменьшением требуемого времени. При этом наблюдается более низкая частота повторного развития почечной колики и проведения дополнительных вмешательств.
Наиболее эффективно тамсулозин действует при локализации конкрементов в нижней трети мочеточников.
Список использованной литературы
1. Системная энзимотерапия при заболеваниях почек и мочевыводящих путей // Системная энзимотерапия. Теоретические основы применения в клинике / Под ред. К.Н. Веремеенко, В.Н. Коваленко. – К.: Морион, 2000.
2. Морфологические типы и микроэлементный состав образующихся при нефролитиазе конкрементов / С.В. Кадурин, А.В. Борисов, Ф.И. Костев, М.И. Ухаль // Медицинская реабилитация, курортология и физиотерапия. – 2000. – № 4. – С. 62-65.
3. Використання блокатора α1-адренорецепторів омнік та проскара в урологічній практиці / М.І. Ухаль, О.В. Борисов, О.І. Маломуж // Урологія. – 1997. – № 1. – С. 89-90.
4. Клиническое и фармакоэкономическое обоснование применения тамсулозина при лечении больных с камнями нижней трети мочеточника / В.П. Авдошин, М.И. Андрюхин, Ю.И. Барабаш и др. // Здоровье мужчины. – 2006. – № 2. – С. 14-17.
5. Richardson C.D., DonatucciC.F., Wilson K.H., Shwinn D.A. Pharmacology of tamsulosin saturation-binding isotherms and competition analysis using cloned alpha 1-adrenergic receptor subtypes // Prostate. – 1997. – 33, 55.
6. Cooper J.T., Stack G.M. Intensive medical management of ureteral calculi // Urology. – 2000. – 56, 575.
7. Michel M.C., de La Rosette J.J. Применение альфаблокаторов при мочекаменной болезни // European Urology August. – 2006. – № 50 (2). – Р. 213-4.