Иоахим Альбарран: путь от кубинского сироты до номинанта Нобелевской премии

сторінки: 62-65

Он действительно великий хирург со светлой головой и большим сердцем…
все эти его качества достигли одинаковой вершины: превосходной степени.
Феликс Гюйон

153_18_6265-1-228x300.jpg

Иоахим Альбарран (1860-1912)

Иоахим Альбарран является одним из самых блестящих французских урологов конца XIX – начала ХХ в. Он первый указал на то значение, которое имеет кишечная палочка в патологии мочевых путей, разработал методику исследования функциональной деятельности почек, предложив для этого метод экспериментальной полиурии. Заслуживают внимания монографии Альбаррана о механизме происхождения гидронефроза, об опухолях почек и мочевого пузыря, о туберкулезе почек. Обширный оперативный опыт изложен в его великолепном руководстве по оперативной хирургии мочевых путей, не утратившем своей ценности и поныне. Считают, что техническое усовершенствование Альбарраном катетеризационного цистоскопа обессмертило его имя; ученый сделал катетеризацию мочеточников методом исследования, доступным любому хирургу, и этим самым сильно подвинул вперед почечную хирургию.

Иоахим Альбарран (Joaquin Maria Albarran y Dominguez) родился 9 мая 1860 г. в городе Сагуа-ла-Гранде на Кубе. Это было время, когда остров еще принадлежал Испании. Осиротев в девять лет, мальчик вместе с пятью братьями и сестрами перешел под опеку своего крестного отца, доктора Хоакина Фабрегаса – местного хирурга, испанца по национальности. Именно он, принимая активное участие в жизни подопечного, отправил его на обучение в иезуитский колледж Белен в Гаване, в котором тот получил диплом о среднем образовании. В июне 1872 г. также по рекомендации опекуна И. Альбарран вместе со своим братом Педро поехал в Барселону для продолжения обучения.

Событием, которое предшествовало такой дальней поездке через Атлантику, возможно, послужило преступление, совершенное в ноябре 1871 г. испанскими колониальными властями в Гаване. Несколько десятков студентов-первокурсников медицинского университета были обвинены в осквернении могилы реакционного испанского журналиста, убитого на дуэли с кубинцем. Из них 30 человек были приговорены к различным срокам заключения, а восемь – к смертной казни. Спустя год после приведения приговора в исполнение сын журналиста признал, что могила его отца никем не была осквернена. В те времена многие кубинские семьи из-за страха потерять своих детей отправляли их на обучение подальше от места происшествия, всколыхнувшего всю страну. Так как по существовавшим на тот момент законам креольской молодежи было запрещено эмигрировать во Францию или США, Испания казалась наиболее подходящей страной для получения престижного высшего образования. По приезде в Барселону И. Альбарран, несмотря на все меры предосторожности, через масонскую ложу был вовлечен в кубинское движение за независимость и помогал в организации фонда для его финансирования.

По окончании обучения в Барселоне молодой специалист в 17 лет получил звание лиценциата медицины. Затем он переехал в Мадрид и в 1878 г. блестяще защитил диссертацию на степень доктора медицины. Эта его первая крупная научная работа была посвящена туберкулезу и аспектам его контагиозности. Став доктором медицины в 18 лет, И. Альбарран был слишком молод, чтобы начать медицинскую практику на Кубе, так как действующей конституцией страны запрещалось ее осуществлять в таком юном возрасте. Поэтому прежде чем вернуться на родину, новоиспеченный врач решил поехать во Францию для расширения своих знаний и профессионального кругозора. Престиж медицинского образования в Парижском университете привлекал его наиболее сильно. Во время этой поездки произошло нечто, повлиявшее на всю дальнейшую жизнь И. Альбаррана и побудившее его постигать медицину столь усердно, как никогда ранее. С поездом, в котором он ехал, произошла авария, и он сошел с рельсов. Было множество жертв, и среди пассажиров царила необычайно сильная паника. Сотрудник железной дороги обратился к присутствующим с вопросом, есть ли среди них врач, который мог бы помочь пострадавшим. Однако недостаточно опытный медик не решился отреагировать. Стыдясь своего поступка, И. Альбарран в тот момент поклялся себе, что в Париже начнет обучение с нуля.

Во Франции Альбарран приступил к работе в гистологической лаборатории (Laboratorie d’Histologie) у профессора Бриссо и написал диссертацию на тему опухолей яичек. Продолжая развивать свою карьеру в сфере гистологии, он начал сотрудничать с французским врачом-­анатомом и гистологом Луи-Антуаном Ранвье, к которому стекались молодые умы со всего света для усовершенствования в гистологической технике и микроскопии вообще. Профессор был впечатлен талантом молодого ученого. В то же время Альбарран имел возможность изучать бактериологию в лаборатории Луи Пастера. Он исследовал кишечную палочку и первым указал на ее значение в возникновении патологии мочевых путей. Вместе с Луи Пастером они назвали бактерию Bacillus pyogenes, которая позже получила название Bacterium coli.

Когда профессору Ранвье стало известно, что его кубинский воспитанник по окончании стажировки в Париже в 1883 г. хочет вернуться на Кубу, он приложил все усилия, чтобы воспрепятствовать этому. Наставник описал молодому человеку все преимущества и перспективы, открывающиеся перед ним во Франции, в то время как на острове его ожидало безрадостное будущее. Он убеждал И. Альбаррана, что только оставшись в Париже, можно стать успешным ученым и врачом, а затем помогать своим соотечественникам. Тот согласился на уговоры и продолжил развивать свою карьеру, которая впоследствии была отмечена многочисленными достижениями. Он неустанно учился и практиковал в отделениях таких мастеров своего дела, как Улисс Трела, Жак Жозеф Гранше, Огюст Ле Дантю, Жан Казимир Феликс Гюйон, который в дальнейшем оказал большое влияние на молодого врача.

Разносторонняя подготовка, исключительное трудолюбие и упорство способствовали быстрому продвижению И. Альбаррана в научных исследованиях. Он стал не только клиницистом, хирургом-урологом, но и исследователем в широком смысле этого слова, располагая масштабными познаниями в анатомии, гистологии, бактериологии, нормальной и патологической физиологии. В 1884 г. он получил звание interne des hopitaux, а в 1888 г. – золотую медаль по хирургии, будучи первым иностранцем, удостоившимся такой награды. На протяжении 1885-1893 гг. имел возможность стажироваться по хирургическому лечению урологических больных на базе самых известных парижских клиник – Шарите, Кошен, Отель-Дье, Неккер, Сальпетриер, педиатрической больницы Enfants Malades. В 1890 г. И. Альбарран получил звание chef de clinique по заболеваниям мочеполового тракта, в 1892 г. – доцента (professeur agrеgе), в 1894 г. – госпитального хирурга (chirurgien des hоpitaux).

Стремясь к совершенствованию своих знаний и профессионального мастерства, Альбарран поступил на работу в урологическую клинику профессора Ф. Гюйона, находившуюся на базе госпиталя Неккер. Здесь он был врачом, ассистентом, приват-доцентом, а в 1906 г., став профессором урологии медицинского факультета в Парижском университете, сменил своего учителя на посту руководителя урологической клиники.

И. Альбарран создал ряд фундаментальных трактатов по урологии. Обширный опыт оперативного лечения он изложил в руководстве по хирургии мочевых путей (Medicine operatoire des voies urinaires, 1909). Выдающийся немецкий уролог Леопольд Каспер охарактеризовал его как «настоящее сокровище», отметив, что он сам отказался от написания подобного труда по урологической хирургии, так как никто не смог бы сделать это лучше Альбаррана. Его работы также включали тома по почечным аденомам, эпителиомам (1897) и опухолям (в соавторстве с Armand Imbert, 1905), микробному нефриту и нефриту раковой почки (1900).

В то же время Альбарран принимал участие в издании журнала «Хроника болезней урогенитальных органов» (Annales des maladies des organes genito-urinaires), основанного Ф. Гюйоном в 1882 г., в котором опубликовал ряд своих трудов. Он является автором нескольких монографий и разделов книг по урологии, часто выступал с докладами на научных конференциях, написал бесчисленное множество статей в специализированные журналы.

И. Альбарран был новатором в оперативной технике, создателем новых оперативных инструментов и приборов. Впервые во Франции им была выполнена промежностная простатэктомия у пациента с раком простаты. Он сделал катетеризацию мочеточников методом, доступным каждому хирургу, упростив ее технику специальным приспособлением («язычок Альбаррана») на цистоскопе немецких урологов Л. Каспера и М. Нитце. Это позволило проводить раздельную катетеризацию мочеточников. Кроме того, он модифицировал устройство, изначально разработанное Armand Imbert, для обеспечения более точных движений цистоскопа во время катетеризации устьев мочеточников («подъемник Альбаррана»), которым урологи пользуются по сей день. Важно отметить то обстоятельство, что изобретение цистоскопа было одним из первых примеров удачного сотрудничества медицины и техники. Также И. Альбарран первым провел в клинике плановую нефростомию, отмечая, что в случае калькулезной анурии нефростомическое дренирование имеет первостепенное значение перед назначением какого-либо лечения по поводу мочекаменной болезни.

153_18_6265-2-300x261.jpg

Цистоскоп с подъемником Альбаррана, который оптимизирует процедуру катетеризации мочеточников

Научные интересы профессора распространялись также на физиологию почек, что способствовало разработке методик исследования функциональной деятельности почек. В частности, в 1905 г. им был предложен метод так называемой экспериментальной полиурии для выявления почечной недостаточности. Он заключается в оценке степени потери функции почек путем измерения объе­ма и плотности мочи.

Располагая глубокими познаниями в области бактериологии и гистопатологии, И. Альбарран создал новую систему классификации опухолей мочевого пузыря и совместно с Феликсом Гю­йоном описал анатомо-физиологические особенности задержки мочи. Его имя эпонимически связано с таким термином, как «железа Альбаррана» (доля Гоума, средняя доля, или перешеек предстательной железы [isthmus prostate]) – отдел простаты клиновидной формы, расположенный между семявыносящими протоками и предстательной частью мочеиспускательного канала. Интересно, что во многих трудах по клинической анатомии предстательная железа именуется железой Альбаррана. Он также описал синдром Альбаррана – Ормонда. Это болезнь неясной этиологии, характеризующаяся фиброзом забрюшинной клетчатки, приводящим к стенозу мочеточников, двустороннему гидронефрозу, почечной недостаточности, анурии.

Ученый предложил оперативный доступ к почке и верхней трети мочеточника через косой поясничный разрез с рассечением поясничной мышцы (доступ Альбаррана). Разработал такие хирургические вмешательства, как: наложение анастомоза «бок в бок» между почечной лоханкой и мочеточником, которую осуществляют при гидронефрозе; резекция почечной лоханки при гидронефрозе; промежностная аденомэктомия без вскрытия просвета мочеиспускательного канала (операции Альбаррана). Также профессор предложил пластическую операцию закрытия наружных свищей мочеиспускательного канала у мужчин лоскутом кожи с полового члена (метод Альбаррана – Гюйона).

В 1903 г. И. Альбарран впервые диагностировал переходно-клеточный рак почечной лоханки, обнаружив злокачественные клетки в аспирированной из нее моче. Он детализировал этот подход, отметив, что у пациента с раком почечной лоханки при введении с диагностической целью жидкости в почечную лоханку и ее растяжении возникает кровотечение из мочеточника (признак Альбаррана). Опираясь на огромный клинический опыт, выдающийся уролог сделал заключение, что при тупой травме почки ее разрыв происходит в радиальном направлении от ворот органа. С учетом этого он создал кетгутовую сетку для фиксации под капсулой почки в случае ее разрыва.

За свою успешную карьеру великий ученый был трижды удостоен премии Годар Французской медицинской академии, а также награжден премией Трамбле. И. Альбарран занимает одно из самых почетных мест в мировой урологии еще и потому, что в 1907 г. в Париже вместе со своим наставником Феликсом Гюйоном инициировал создание Международной ассоциации урологов, пригласив для этого в свою клинику Неккер самых именитых специалистов из Европы, Северной и Южной Америки. Уже через год в Париже состоялся 1-й Международный конгресс урологов, организованный ассоциацией, окончательно засвидетельствовав не столько рождение, сколько успешное существование в мировой медицине ее важной области – урологии. Президентом конгресса коллеги единогласно избрали И. Альбаррана, что было заслуженным признанием огромного личного вклада ученого в развитие урологии.

Урологическая клиника в парижском медицинском центре Кошен, а также хирургическая больница в Гаване носят имя Иоахима Альбаррана. Кроме того, несколько главных улиц Барселоны и научных учреждений Испании названы в честь знаменитого кубинца. В 1907 г. его профиль был отчеканен на французской памятной монете.

По свидетельствам коллег, И. Альбарран был худощавым, походившим на испанца мужчиной с орлиным носом, красивыми седыми волосами и усами, ярким внешним видом, глубоко интеллигентной манерой поведения. Он свободно изъяс­нялся на изысканном французском, обладал приятным голосом с испанским акцентом.

Педро Лаин Энтральго, историк медицины, отмечал, что И. Альбарран особое внимание уделял изучению техники различных хирургических вмешательств, всесторонней заботе об общем здоровье пациента до и после операции, т.е. демонстрировал отношение к работе, которое определяло его профессиональный интерес и престиж как хирурга.

153_18_6265-3-300x278.jpg

Французская памятная монета (1907) с профилем И. Альбаррана

Являясь по рождению кубинцем и одновременно испанцем и французом по духу, на протяжении всей жизни И. Альбарран сохранял самые теплые воспоминания о любимой Кубе, где он признан как один из самых выдающихся научных деятелей. Жители Сагуа-ла-Гранде, города в котором он родился, гордились своим земляком, называя любимым сыном. Благодарные потомки воздвигли ему великолепный мраморный памятник в парке, носящем его имя. На постаменте выгравированы слова самого Альбаррана: «Хотя капризы жизни обязали меня принять в качестве родины Францию, я никогда не забывал, что я кубинец, и все мои усилия были направлены на то, чтобы быть достойным моей страны».

Талантливый уролог, гистолог и бактериолог Иоахим Альбарран ушел из жизни 17 января 1912 г. в городе Аркашон (на юго-западе Франции), в достаточно молодом возрасте. По иронии судьбы он заразился в клинике Неккер при диссекции почки, удаленной у молодого пациента, страдавшего туберкулезом почек. Загрязненным скальпелем хирург случайно сделал небольшой разрез на руке, что стало причиной его ранней гибели.

Великий ученый похоронен в семейном склепе на кладбище в Нейи-сюр-Сен. «Он был добр и внимателен к пациентам, верен своим ученикам, полон энтузиазма и желания трудиться, – отметил профессор Дюпре во время прощальной церемонии. – Альбарран практиковал без остатка с великодушием и пылкой непосредственностью, проявляя все формы солидарности и альтруизма».

В год смерти Иоахим Альбарран был номинирован на Нобелевскую премию в области медицины.

Подготовила Марина Малей

Наш журнал
у соцмережах: