Мочесолевой диатез как причина рецидива СХТБ. Кеджибелинг-Макс – ​препарат выбора?

сторінки: 20-24

В. Г. Мигов, ГУ «Институт урологии НАМН Украины», г. Киев
mazm19_4_2024_av.jpg

В. Г. Мигов

В статье представлена сравнительная оценка исходов различных тактик лечения мочесолевого диатеза и мочекаменной болезни, являющихся как сопутствующими, так и основными заболеваниями с симптомами, сходными с клиническими проявлениями синдрома хронической тазовой боли. Проведен анализ эффективности и безопасности фитотерапии препаратом Кеджибелинг-Макс у больных с вышеуказанными состояниями.

Ключевые слова: мочесолевой диатез, мочекаменная болезнь, синдром хронической тазовой боли, Кеджибелинг-Макс.

Безусловно, пациент обращается к доктору со своими жалобами, чаще отражающими какой-то острый процесс, на чем и базируется система оказания ургентной медицинской помощи в любой стране мира. Но не редки и обращения, носящие постоянный и изнуряющий характер, длящиеся порой десятилетиями. Тривиальным сценарием в развитии подобных состояний является неострое начало, редкость наступления симптомов, имеющих допороговый уровень как интенсивности воздействия на рецептурный аппарат, так и на тревожность и озадаченность пациента.

С точки зрения анатомо-физиологических свойств, боль и страх – это элементы сигнальной системы, формирующие у человека четкое представление о степени вреда или опасности для целостности или функциональности организма. Хронические болевые или психологические с ними связанные жалобы есть не что иное, как сбой системы тревожного оповещения человека. Со временем боль пролагает путь к формированию очагов патологической реверберации возбуждения в коре головного мозга, так называемых патологических алгических систем, и существует уже как отдельный феномен, не имеющий отношения к начальной локализации жалоб. Страх же формирует акцентуацию, тревожное ожидание и различные другие психологические эффекты, коренным образом меняющие модель жизнедеятельности конкретного индивида.

В даном случае речь будет идти о мочесолевом диатезе (МСД) и мочекаменной болезни (МКБ) как факторах, способствующих развитию или усугубляющих течение синдрома хронической боли, а именно синдрома хронической тазовой боли (СХТБ), а также о методах противодействия и устранения данного фактора из механизма патогенеза рецидива.

Поскольку рецептурный аппарат нижних мочевыводящих путей, афферентные волокна, спинальные центры скомпрометированы наличием и рецидивным течением СХТБ, в коре головного мозга порой сформированы зоны патологических алгических систем. У таких пациентов симптомы МСД носят на порядок более интенсивный характер, провоцируя каскад реакций нервной системы с дальнейшим запуском всех механизмов воспалительного характера. Это приводит к рецидиву СХТБ и к дальнейшей невозможности его купирования без терапии МСД или МКБ. Малейшая погрешность в диете может привести к формированию фобий и, как следствие, интернет-ле­генд о простатите или цистите.

Трудность диагностики при этом состоит не столько в сложности подтверждения наличия МСД, а скорее в понимании его ведущей роли в возникновении нехарактерных для этого жалоб, что может ввести врача в заблуждение при выборе тактики терапии. Это отражается на доверии пациента, зачастую с учетом экономической составляющей часто меняющего врача и быстро теряющего в него веру, а со временем и в возможность излечения. Бездумное и необоснованное назначение антибактериальных препаратов наносит явный вред организму и снижает их потенциальную эффективность в будущем, не влияя на исход заболевания или рецидива. Именно эти факторы неустанно толкают нас на поиски более эффективных препаратов, исходя из важности и повышенных требований к результативности и скорости наступления клинического эффекта.

МСД – кристаллурия, возникшая в результате нарушенного обмена веществ. Может быть как ранним проявлением МКБ, так и существовать как самостоятельное явление.

В нормальных условиях моча часто бывает перенасыщенной литогенными веществами. Вместе с тем в моче выделен ряд веществ, называемых ингибиторами кристаллизации, которые влияют на ее коллоидную стабильность, способствуя тем самым поддержанию солей в растворенном состоянии. К наиболее важным ингибиторам кристаллизации относится ряд низкомолекулярных (цитраты, магний, пирофосфаты) и высокомолекулярных (гликозаминогликаны, нефрокальцин, уропонтин, белок Тамма – Хорсфалла) соединений. Реакция мочи (pH) – один из наиболее существенных факторов как образования камней, так и поддержания мочи в стабильном состоянии.

Нарушение этого равновесия и приводит к развитию патологических процессов в моче, вызывающих переход растворов солей в состояние кристаллизации.

Для выработки тактики медикаментозного лечения важно знание не только метаболических нарушений в организме больного, но и химического состава камня. В последние десятилетия возрастает роль мочекислых (уратных) камней, к которым относятся камни, состоящие из мочевой кислоты, урата натрия, урата аммония и их сочетаний. Кальциевые камни встречаются чаще других и подразделяются на кальций-оксалатные и кальций-фосфатные камни, состоящие из оксалата кальция, оксалата кальция моногидрата (вевеллит), оксалата кальция дигидрата (веделит), фосфата кальция, гидроксиапатита, карбоната апатита, фосфата октакальция, брушита.

Выделяют также группу инфицированных камней, состоящих из фосфата аммония, карбоната апатита. Очень редко встречаются цистиновые камни.

Соответственно, и при МСД преобладает определенный тип солей в виде кристаллов.

Одним из методов терапии МСД является фитотерапия. Метод этот прост и в основе своей опирается на тысячелетний опыт лечения не болезней, а организма как неотделимого от сущности человека понятия, но через призму его бытия на всем протяжении жизни. Поскольку современная медицина не может изменить или повлиять на все факторы, приведшие к МСД, взор ведущих специалистов и фармацевтов обратился к медицине Востока, имеющей несколько иные и отправные точки, и методики, и философию влияния на человека, болезнь и методы лечения.

Цель исследования заключалась в оценке эффективности и безопасности препарата Кеджибелинг-Макс в форме капсул в составе комплексного лечения пациентов с СХТБ IIIA и IIIB категорий для коррекции МСД. Также сравнивались результаты терапии препаратом Кеджибелинг-Макс с исходами применения схожих по механизму действия препаратов растительного происхождения на основе архивных данных исследований, ранее проведенных на базе ГУ «Институт урологии НАМН Украины».

Материалы и методы

вверх

В исследование вошли 118 пациентов с СХТБ IIIА и IIIB категорий, к обострению которого приводило наличие МСД либо МКБ с различной степенью выраженности симптоматики. Больные в возрасте от 16 до 72 лет при длительности заболевания свыше 3 мес получали препарат Кеджибелинг-Макс по 2 капс. 3 раза в день со стаканом теплой воды. Также изучались исходы лечения МСД и МКБ в двух архивных группах пациентов из сходных исследований, проводившихся на базе ГУ «Институт урологии НАМН Украины» ранее. Представители этих групп в количестве 43 и 41 пациента принимали другие фитотерапевтические средства.

В соответствии с результатами анализа на транспорт солей нарушение обмена веществ в организме разделилось на оксалатный (18%), уратный (14%) типы, при этом превалировали смешанные формы.

Кеджибелинг-Макс применялся как перспективный аналог препарата Гинджалелинг, получившего широкую известность на Западе.

Природа тропической Юго-Восточной Азии подарила нам следующие уникальные лекарственные растения, издревле применявшиеся в Аюрведе (традиционной системе индийской народной медицины):

  • Кеджибелинг (Strobilanthes crispus) – уникальное эндемическое растение, произрастающее в Индонезии и Малайзии, кустарник высотой 1-1,5 м. Сухой экстракт листьев широко применяется в местной медицине как средство для растворения камней в почках и мочеточниках, также обладает диуретическими, антидиабетическими и антиоксидантными свойствами;
  • Филантус (Phyllanthus niruri) – дикорастущее тропическое кустарниковое растение высотой до 50 см, повсеместно применяется в аювердической практике для лечения МКБ и заболеваний желудочно-кишечного тракта. Обладает литолитическим действием, а также препятствует агрегации солей оксалата кальция в нерастворимые агломераты. Экстракт листьев содержит флавоноиды, сапонины, сапогенины;
  • Ортосифон (Orthosiphon spicatus) – полукустарник южных широт, обладает выраженной диуретической активностью, способствует быстрому выведению мелких камней и конкрементов, имеет спазмолитическое и желчегонное действие благодаря наличию в составе горьких гликозидов, тритерпеновых сапонинов, органических и жирных кислот, дубильных веществ; используются листья и побеги;
  • Императа (Imperata cylindrical) – азиатский многолетний злаковый кустарник высотой до 80 см. Корневища содержат флавоноиды, дубильные вещества, кумарины, тритерпеноиды, органические и фенолкарбоновые кислоты. Применяется как диуретическое и кровоостанавливающее средство.

Известно, что Кеджибелинг и Филантус на протяжении многих лет использовались для лечения МКБ. В препарате Кеджибелинг-Макс их ровно 125 мг на капсулу, это позволяет легко оперировать дозами для достижения литолитического или поддерживающего эффекта. Их сочетание с не менее известными Ортосифоном и Императой, использующимися в препарате Кеджибелинг-Макс в дозе 100 мг в капсуле, и побудило создать потенциально мощное растительное средство для растворения и выведения камней из почек и мочеточников. Правильно подобранный состав из этих четырех лекарственных растений в высоких дозах дает необходимый результат: литолитический, мочегонный, противовоспалительный и кровоостанавливающий. Препарат наиболее эффективен для литолиза и эвакуации небольших конкрементов и конгломератов солей, а также фрагментов камней после экстракорпоральной ударно-волновой терапии. Кеджибелинг-Макс сопоставимо эффективен при всех видах МСД и типах конкрементов. Выпускается в Индонезии ведущим производителем растительных экстрактов Phytochemindo Reksa по стандарту GMP.

Больные были обследованы в динамике – до лечения и через 1 мес после окончания комплексной этиопатогенетической терапии.

В начале и после окончания терапии (при хроническом простатите IIIB категории и в середине лечения) пациентам выполнялись следующие исследования:

  • общий анализ мочи в двух порциях;
  • общий анализ крови с лейкоцитарной формулой;
  • исследование секрета простаты и уретральных выделений с бактериологическим посевом и ПЦР-диагностикой на инфекции, передающиеся половым путем;
  • спермограмма с бактериологическим исследованием эякулята;
  • анкетирование с помощью опросника «Индекс симптомов хронического простатита Национального института здоровья» (NIH-CPSI, 1999), модифицированного для хронического калькулезного простатита с включением аналоговых ранговых шкал для объективизации болевых ощущений;
  • трансабдоминальное УЗИ, ТРУЗИ с допплерографией предстательной железы, мультиспиральная компьютерная томография;
  • определение расширенного электролитного баланса и транспорта солей;
  • пальцевое ректальное исследование и при подозрении на рак простаты определение уровня ПСА с последующей биопсией при повышении его уровня > 4 нг/мл;
  • рентгеноструктурный анализ уролитов в случае отхождения фрагментов.

Задачи исследования:

  • определить эффективность препарата Кеджибелинг-Макс в составе комплексного лечения СХТБ;
  • оценить влияние препарата на сопутствующую СХТБ патологию обмена веществ;
  • изучить безопасность и переносимость терапии препаратом;
  • определить степень удовлетворенности лечением;
  • сравнить показатели эффективности Кеджибелинга-Макс и препаратов растительного происхождения со схожим механизмом действия.

Критерием для включения пациентов в исследование было подтвержденное результатами клинических и лабораторных исследований приоритетное влияние МСД или МКБ на механизмы запуска рецидивов СХТБ.

Критериями для исключения пациентов из исследования были повышение уровня ПСА > 4 нг/мл; наличие инфекций, передающихся половым путем, или бактериального воспаления нижних мочевыводящих путей, клинически определенных как ведущий механизм инициации рецидивного течения СХТБ; наличие обострения гастроэнтерологических заболеваний, декомпенсированная форма сахарного диабета, выраженные гормональные отклонения.

Результаты исследования и их обсуждение

вверх

Сравнение эффективности проводили архивным методом, исходя из статистических данных, полученных в результате проводимых ранее исследований препаратов растительного происхождения, не называемых по этическим соображениям и обозначаемых далее как препарат 1 и 2. Препарат 1 (экстракт листьев шелковочашечника курчавого, осота огородного, травы почечного чая, филлантуса нирури, корневищ императы цилиндрической, папайи и плодов перца кубебы) принимали в дозе 1125 мг 3 раза в день; исследование проводилось в 2009-2011 гг. и соответствовало критериям отбора по исследованию применения препарата Кеджибелинг-Макс (n = 43). Препарат 2 (растительные экстракты корня любистка, травы золототысячника и листьев розмарина) применялся по 2 капс. 3 раза в день; данное исследование соответствовало критериям отбора по исследованию препарата Кеджибелинг-Макс (n = 41).

Оценка динамики литолитического и литогонного эффекта проводилась по данным УЗИ с применением расчета суммарного объема конгломератов солей и конкрементов в полостной системе почек и взвеси в мочевом пузыре по формуле: V1+V2+Vn, где V – объем отдельно визуализируемого конгломерата или фрагмента конкремента размером не менее 2 мм в полостной системе почек и в мочевыводящих путях до и после лечения, согласно рекомендациям производителей препаратов. Пациенты продолжают наблюдаться в ГУ «Институт урологии НАМН Украины» по сей день с регистрацией динамики изменений для дальнейшего расчета влияния лечения на скорость наступления рецидивного литообразования и степень выраженности симптоматики, а также для оценки эффективности повторных курсов терапии с целью выработки оптимальной кратности приема препарата Кеджибелинг-Макс с учетом экономической составляющей.

mazm19_4_2024_r.jpg

Рисунок. Динамика изменения оценки симптомов хронического простатита по опроснику NIH-CPSI (1999) во время лечения

Исходя из анализа полученных результатов, применение препарата Кеджибелинг-Макс дало более выраженный литогонный и литолитический эффект при смешанном составе МСД или конкрементов. Согласно данным рентгеноструктурного анализа конкремента и анализа транспорта солей, отмечено стабильное и равномерное влияние на моносоли и конкременты с преобладанием одного типа солей в составе конкремента. Установлена в сравнении с препаратом 2 более выраженная литолитическая активность по данным УЗИ. В случае уратных конкрементов применение патогенетически обоснованной терапии, безусловно, было в приоритете, но использование препарата Кеджибелинг-Макс в качестве дополнительного компонента лечения улучшило его общую эффективность (данные не приводятся, поскольку не входят в рамки этой статьи).

Оценка влияния терапии на качество жизни пациента, симптомы и скорость изменения жалоб под воздействием сравниваемых препаратов в соответствии с данными опросника NIH-CPSI (1999) представлена на рисунке.

Из исследования было исключено три пациента по причине индивидуальной реакции на терапию (по одному случаю выраженного послабления стула, желчной колики на фоне желчекаменной болезни и выраженного обострения СХТБ, потребовавшего применения инстилляций препарата, восстанавливающего гликозаминогликановый слой нижних мочевыводящих путей) и невозможности исключения непереносимости каких-то составляющих препарата.

Выводы

вверх

Исходя из данных проведенного исследования, применение препарата Кеджибелинг-Макс в практике терапии МСД и МКБ можно считать безопасным и сопоставимым по эффективности с лечением другими лекарственными средствами растительного происхождения, а при вышеозвученных условиях – приоритетным. Однако понимая, что лечит пациента не лекарство, а врач, эта рекомендация не носит характер аксиомы, а есть всего лишь поводом принять решение в пользу проведения собственного исследования на предмет эффективности и целесо­образности применения данного препарата практикующим специалистом.

Список использованной литературы находится в редакции

Сечосольовий діатез як причина рецидиву СХТБ. Кеджибелінг-Макс – препарат вибору?

В. Г. Мігов

У статті представлена порівняльна оцінка результатів різних тактик лікування сечосольового діатезу і сечокам’яної хвороби, які є як супутніми, так і основними захворюваннями із симптомами, схожими з клінічними проявами синдрому хронічного тазового болю. Проведено аналіз ефективності та безпечності фітотерапії препаратом Кеджибелінг-Макс у хворих з вищевказаними станами.

Ключові слова: сечосольовий діатез, сечокам’яна хвороба, синдром хронічного тазового болю, Кеджибелінг-Макс.

Urinary diathesis as a cause of recurrence of CPPS. Kejibeling-Max is the drug of choice?

V. G. Migov

The article presents a comparative assessment of the outcomes of various tactics for the treatment of uric acid diathesis and urolithiasis, which are concomitant or main diseases with symptoms similar to the clinical manifestations of chronic pelvic pain syndrome. The analysis of the effectiveness and safety of herbal medicine Kejibeling-Max in patients with the such conditions is conducted.

Keywords: uric acid diathesis, urolithiasis, chronic pelvic pain syndrome, Kejibeling-Max.

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2019 Рік

Зміст випуску 4 (35), 2019

  1. А.В. Шуляк, И.В. Радьков

  2. В. Г. Мигов

  3. С. И. Гамидов, Т. В. Шатылко, Н. Г. Гасанов

  4. О. Б. Прийма, С. С. Прийма

  5. И. В. Евстигнеев

  6. С. К. Джораєва, В. В. Гончаренко, Ю. В. Щербакова, О. К. Іванцова, О. В. Щеголєва, А. Р. Бабута

  7. М. В. Поворознюк